Таинство Причащения (Евхаристия)

Таинство Причащения или Евхаристия

Причастие – это самое Святое, что есть у Церкви, и вообще у человечества.

Причастие является одним из семи Таинств Православной Церкви, к которому может приступать только Православный, принявший Крещение. Таинство было установлено самим Господом нашим Иисусом Христом во время его земной жизни, на последней Его трапезе со Своими учениками, перед еврейским праздником Пасхи. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Через Таинство Евхаристии, что в переводе с греческого означает «благодарение», человек воссоединяется со своим Творцом, и происходит восстановление того, утерянного через человеческое грехопадение единства, которое когда-то было между Богом и человеком. Человек, «во исцеление души и тела» принимает в себя Тело и Кровь Господа, которые преподаются ему через священника или епископа под видом хлеба и вина, над которыми священнослужитель в определенный момент на Богослужении читает молитвы, и в это время на Дары невидимо для человеческого глаза нисходит Благодать Святого Духа, и они претворяются в истинные Тело и Кровь Господни.

Православные с особым трепетом и страхом Божиим приступают к этому Таинству, которое часто называется «Святая Святых». Есть особый чин и правила подготовки ко Причастию, установленные Церковью. Конечно полное соблюдение этого правила распространяется только на здоровых людей, которым здравие телесное и физические способности позволяют все это исполнить. Но есть небольшие различия в правиле для тех, кто причащается регулярно (не реже чем раз в три недели), и для тех, кто причащается реже.

Правила подготовки к Таинству

Во-первых, есть молитвенное правило, которое для всех обязательно, и даже священнослужители, которые причащаются практически каждый день, должны это правило соблюдать. Это вычитывание трех канонов: 1. Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу; 2. Ко Пресвятой Богородице; 3. Ангелу Хранителю. И после этого вычитывание «Последования ко Святому Причащению». Все эти каноны, и Последование имеются практически в каждом православном молитвослове. В идеале все это молитвенное правило нужно вычитывать накануне причастия, а само «Последование» утром, непосредственно перед Богослужением. Но по человеческой немощи, и в связи с занятостью семейными и житейскими заботами, нам делается послабление – «Последование ко причастию» благословляется вычитывать накануне, а каноны в течении трех дней подготовки к Таинству (например, если Причащаемся в воскресенье, то по одному канону вычитываем в четверг, пятницу и субботу, и в субботу же вычитываем «Последование»). Это правило распространяется на всех, кроме тех, кто не имеет возможности читать в принципе (слепые или неграмотные), и не имеют рядом людей, кто бы для них это правило почитал.

Во-вторых, это пост, который заключает в себе не только особое воздержание от греха, вредных привычек и т.д., но и воздержание в пище (не есть продуктов мясных, молочных, рыбных, и желательно тех, к которым мы не равнодушны, и которые развивают в нас грех чревоугодия). Если мы Причащаемся не реже, чем раз в три недели, и соблюдаем все многодневные посты и пост в среду и пятницу, то дополнительного поста при подготовке к Причастию не требуется. Если же Причащаемся примерно раз в месяц или в два, то требуется трехдневный пост накануне Таинства. Если же приступаем к Причастию и того реже, то нужно при подготовке поститься в течение недели. Исключением являются люди больные, которым противопоказано воздержание от той или иной пищи, беременные или кормящие женщины, или те, кто живет по режиму (например, кто лежит в больнице, или служит в армии), и не имеет возможности питаться отдельно от того, что ему дают. Дополнительные посты, конечно же, не возбраняются, это решает каждый сам для себя.

В-третьих, это воздержание от супружеской близости накануне Причастия, и в течение дня после Него. Это правило распространяется на всех без исключения.

В-четвертых, это совершение таинства Исповеди (покаяния во всех своих грехах) или в день Причастия, или накануне. Это также распространяется на всех, за исключением особого благословения священника. И если такое благословение есть, то нужно причащаться у того священника, кто благословил, или у того, кто знает об этом.

В-пятых, это присутствие на Богослужении в день причастия с самого начала, без опозданий. И если есть возможность нужно быть накануне, на вечернем Богослужении. На литургию в день причастия нужно идти натощак (ничего не есть и не пить перед службой). Исключением является только тяжелое состояние здоровья, из-за чего человек не может физически простоять всю службу, или родители с маленькими, грудными детьми.

Каждый Православный Христианин должен стремиться, как можно чаще принимать в себя Христа через Таинство Причастия, стремиться к своему совершенству духовному и воссоединению с Господом. Каждый должен помнить час смертный, а потому и очищать свою душу от грехов через Таинства Исповеди и Причастия. Но как бы часто мы не причащались, если даже и каждый день, мы должны всегда помнить о Величии сей Святыни, о нашей греховности и своем недостоинстве принимать в себя Самого Господа и Создателя нашего. Должны ценить это время, когда мы беспрепятственно можем прийти в Дом Божий помолиться и приступить к «Святая Святых». Но в тоже время и не охладевать душой, не приступать с холодностью к этой Святыне, и не пренебрегать правилами подготовки к Нему, не приступать если мы не подготовились должным образом, не успели вычитать или дочитать до конца Последование к Причастию, или если не смогли прийти к началу Богослужения, чтобы не принять Таиство себе в осуждение, как мы читаем в молитве перед Чашей, «да не в суд или осуждение, будет мне Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.»

Иерей Олег Карсаков

Так же мы предлагаем Вам ознакомиться с Документом,  одобренным на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве — «Об участии верных в Евхаристии».

Хотим также обратить ваше внимание на  сайт «Исповедь и причастие» (https://ispowed-prichastie.ru), который подготовлен священниками и сотрудниками Новокузнецкой епархии. На сайте собрано очень много информации, которая может помочь православным хорошо подготовиться к исповеди и неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Это не только наставления Святых Отцов Церкви и авторитетных современных священников, но и необходимые информационные материалы о Таинствах Исповеди и Причастия, молитвы на церковнославянском и русском языках в печатном, аудио и видеоформатах.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий счёл информацию на этом сайте полезной не только для новоначальных, но и для имеющих церковный опыт посетителей этого ресурса. Друзья, пусть этот сайт окажется полезным и вам! Хочется только напомнить, в случае сомнений в понимании прочитанного, да и по всем вопросам, возникающим у вас при подготовке к Исповеди и Причастию, обращайтесь к батюшке.))