В Неделю 17-ую по Пятидесятнице. О хананеянке

В Неделю 17-ую по Пятидесятнице по окончании ранней Литургии, отец Михаил обратился к присутствующим с проповедью, совершенно замечательной! Как и раньше, простым и понятным языком, не лишенным чувств, он объясняет нам Евангельские строки, а попросту говоря, объясняет нам Христа, Господа и Спасителя нашего. Читаем, кто не был, о хананеянке))

«В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали слова, которые, если внимательно слушать, не могут не вызвать вопрос. Потому что с одной стороны, в одном чтении Господь говорит о том, что Бог спасает мир и Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную, а с другой стороны, мы слышим историю о хананеянке, о жене-хананеянке. Господь идет с учениками в хананейскую землю, это Сирия, и к нему подходит женщина, у которой бесноватая дочь. Дочь мучается уже много лет, и женщина страдает, по всей видимости, она осталась одна. Эта женщина бедная и несчастная, и она просит Господа о помощи, просит его помочь: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». И Господь говорит внезапно жестокие слова. Сначала он не замечает ее, а потом уже говорит, когда ученики обращаются к Нему, говоря: «Отпусти ее, она идет за нами, пристает, докучает, не дает нам спокойно идти». Господь говорит: «Нехорошо взять хлеб у чад и отдать псам». Женщина отвечает: «Так, Господи! Но и псы едят от крупиц, которые падают от трапезы Господней». Эти слова Спасителя очень сложно понять. Почему? Везде Господь милостив, щедр, Он трости надломленной не переломит, как сказал пророк, и льна курящегося не угасит. Он идет навстречу грешнику, Он не наказывает Своих врагов. А тут вдруг такие жестокие слова и так страдающей женщине. И часто это место писания, как раз и используют противники Церкви для того, чтобы показать: «Вот, смотрите, какой Ваш Господь на самом деле!» На самом деле Евангелие — это честная книга, потому что, если бы Евангелие писалось не Богом, а людьми, в нем не было бы таких сложных моментов. В нем было бы все гладко и красиво. И это говорит нам о том, что событие с хананеянкой произошло на самом деле. Так и было. Но противоречия здесь нет. Почему? Потому что мы должны понимать, кто такие язычники. Славянское слово язычник очень хорошо передает суть любой языческой религии. Язык, в славянском языке, это не только тот орган, которым мы разговариваем, это еще и народ. Язычники считали, что у каждого народа есть свой покровитель – бог, есть много богов и у каждого народа свой. Один народ другой завоевал, значит, один бог оказался сильнее другого. Вот такие интересные отношения были в том божественном мире. Когда хананеянка обращается к Христу, признавая его чудесное, может быть даже Божественное достоинство, это не говорит о ее вере. Потому что, как язычница она могла сказать: «Мне мой бог не помогает и я к тебе пришла, теперь ты мне помоги». Господь хотел, чтобы она обратилась к нему искренне, от всего сердца. Господь милостив и щедр. Мы знаем по жизни, что он нас очень сильно милует. И часто мы грешим одними и теми же грехами, порой тяжелыми. Но мы приходим все равно живем, причащаемся, Господь сохраняет наши семьи, сохраняет нас на работе, он укрепляет наше здоровье, но Господь в то же время и ревнитель. Мы должны понимать, что в жизни бывает так, что как бы дорожка не вилась она рано или поздно приведет к выбору. И человек, который хочет жить со Христом, вынужден будет сделать этот выбор. И женщине нужно было признать Христа единственным спасителем. Единственным Спасителем! Для этого нужно было сказать, что все ее прежние боги, все ее прежние ценности, которые были до этого, это была животная жизнь, как жизнь язычника. И эта животная жизнь сравнивается с собакой. «Нехорошо взять хлеб у чад и бросить псам!». Почему?

Мы часто приходим в храм и просим у Бога помощи, как просит хананеянка. И ради этой помощи мы готовы, что-то сделать, потому что мы часто просим о нужном: у нас болеют дети, у нас умирают близкие, мы теряем возможности, средства, мы теряем здоровье, и нам бывает очень тяжело. Мы приходим и говорим: «Господи, помоги!» И в голове мысль: «Господи, а что сделать, что бы ты помог?» Но, если честно разобраться, с Богом нельзя договориться. Что мы можем Богу предложить взамен? «Да, ты мне дашь помощь, а я тебе, что дам? Я поставлю свечку, я закажу службу, я пожертвую на храм». Богу это не нужно! Господь призвал человека в свою семью, и в самом начале Евангелия от Иоанна он говорит о том, что «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». В крещении Бог усыновляет и удочеряет нас всех. И с этого времени каждый человек, который крестился он сын или дочь Бога. Это единственное окно, через которое можно говорить с Богом! Мы можем говорить с Богом только так, как Его дети! То есть мы должны стать для Бога своими и, если я стал для Бога своим, я могу ждать его помощи. Я вправе ожидать Его помощи, потому что отец никогда не бросит своих детей. И поэтому Господь говорит хананеянке: «Если ты хочешь помощи, ты должна перестать быть псом и стать ребенком. Потому что хлеб не дают псам, хлеб дают только детям». И в своем смирении женщина отказывается от всей своей прошлой жизни. Да это жестоко, это очень тяжело, но это правильно! Женщина, отказывается от своей прошлой жизни, она становится христианкой. Откуда мы знаем, что ее дочь выздоровела? Мы знаем это потому что, она вернулась. Она увидела здоровую дочь, и она уверовала во Христа. И сейчас она среди святых на небесах молится и о нас!

Братья и сестры, мы должны понимать, что как бы мы ни жили, как бы ни складывалась наша жизнь, но этот выбор, выбор хананеянки, каждому из нас придется делать обязательно. Может быть, делать не один раз. Человек грешит чревоугодием, рано или поздно придется поставить себя в рамки. Человек грешит, изменяет жене, рано или поздно придется окончательно от этого отказаться. Человек грешит эгоизмом, злобой, завистью, он ворует деньги, и от этого придется рано или поздно отказаться. Много зла в нашем мире, с которым мы не можем справиться. Надо понимать, что этот выбор, насколько бы он не был тяжел, делать придется каждому человеку, не получится сочетать жизнь собаки и жизнь сына, жизнь дочери. Поэтому пусть Господь, благословит нас в этот день, и даст каждому из нас силы этот выбор сделать! Храни Вас всех Господь!»