В Неделю 14-ую по Пятидесятнице. Притча о званных на брачный пир

В Неделю 14-ую по Пятидесятнице на Божественной Литургии читался отрывок из Евангелия от Матфея, Глава 22, стихи 1-14, в связи с чем настоятель Храма иерей Олег Карсаков по завершении молебна «О сохранении всякого творения Божия» обратился к прихожанам со следующим словом:

«Братья и сестры, поздравляю всех с воскресным днем, причастников с Принятием Святых Христовых Тайн! Также поздравляю со вчерашним праздником, Днем знаний, с началом нового учебного года! Всем желаю помощи Божьей в предстоящем учебном году.
Братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы читали Святое Евангелие, притчу о том как один царь, сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих в город пригласить людей на этот пир. Но не все откликнулись на это приглашение и многие ответили отказом. Узнав об этом, царь сказал, чтобы рабы снова шли в город и собрали всех убогих, хромых, нищих, добрых и злых, и всех привели на эту праздничную трапезу, чтобы заполнить места, которые остались пустыми. Они пошли вновь, собрали всех и когда трапеза была наполнена, господин пришел и увидел одного сидящего за столом не в брачной одежде. Тогда он повелел связать этому человеку руки и ноги и ввергнуть его во тьму внешнюю, где будет плачь и скрежет зубов. Итак, братья и сестры, что означает эта брачная и не брачная одежда? Это облачение нашей души, то, во что наша душа облачена. Трапеза – это Царствие Небесное, в которое Господь нас всех зовет. Зовет и злых, и добрых. Но не все отвечают ему взаимностью, не все отвечают на Господний призыв. По своему малодушию, по своей занятости какими-то житейскими заботами не откликаемся мы на этот призыв Господа и отвечаем ему отказом, где-то даже за суетой нынешних дел не замечая этого. Но каждого из нас Господь призывает в это Царствие Небесное. И как нам облечься в эту одежду брачную? Конечно, наша одежда, наше облачение души — это наши с вами дела, наши с вами помышления, наши действия и отношение друг к другу. И как же нам сделать так, чтобы наши одежды были белыми? Для этого у нас есть Священное писание, в первую очередь Святое Евангелие. Апостол Павел нам четко говорит о главных трех добродетелях, на которых зиждется праведная жизнь, которая ведет ко спасению. Это: вера, надежда и любовь. И любовь большая из всех этих трех.
Давайте попробуем поразмыслить, что же такое ЛЮБОВЬ? Вот сейчас, братья и сестры, мы молились с вами на молебне «О сохранении всякого творения Божьего». Потомучто мы должны относиться с заботой, с любовью не только к людям, но и к каждому цветку, каждому дереву и в целом к природе, которая нас окружает, стараться беречь и хранить ее. Что такое любовь? Апостол Павел нам говорит, что любовь долготерпит, милосердствует. Любовь не завидует, не гордится, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется о неправде, но сорадуется о истине. Братья и сестры, в этих словах всё есть. Если на самом деле будет у нас любовь между нами, любовь по отношения к каждому из нас, то не будет у нас ни гордости, не будет ни зависти, не будет ни воровства, ни убийства, ни лжесвидетельства, ни предательства и такой жизнью мы вправе рассчитывать на место в Царствии Небесном. Также Господь нам говорит о том, как же мы должны поступать с ближним своим. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с ближним и тогда унаследуете Царство Небесное». И на самом деле, это большая истина, которая очень проста на первый взгляд, но которой очень тяжело нам следовать. И я уже как-то говорил, что в последнее время больше признана такая истина «Как с тобой поступают, так и ты поступай». Если тебя предали, то и ты предай, если тебя обманули, то и ты обмани. Но это великое заблуждение. Пусть каждый отвечает за свои дела. Тот, кто вас предал, он ответит за свое предательство. А если мы предали его в ответ, то что, мы от этого лучше стали? Или лучше мы сделали? Мир от этого разве стал добрее? Мы понимаем, что нет, что мы даже одним своим грехом портим этот мир. Итак, братья и сестры, будем стараться блюсти свою жизнь, стараться жить по заповедям Божьим. В первую очередь заповедь о любви к ближнему и ко всему окружающему. Бывает выйдешь на природу, а природа уже вся загаженная. Достаточно и в городе очень неопрятных мест, бардаков – пакеты, бутылки валяются. И часто люди начинают осуждать власть, что она бездействует и ничего не делает. Отчасти, это конечно так, но в первую очередь надо задуматься о том, откуда этот мусор взялся? Кто-то же его бросил? Такие же люди, как мы с вами. Например, посидели на природе и оставили после себя мусор: бутылки, пакеты, которые перегнивают сотнями лет, и никуда они не денутся. Все эти сотни лет они будут лежать там, где их бросили. И тот, кто следующий приедет, ему уже неприятно будет останавливаться в этом месте. Итак, братья и сестры, мы должны понимать, что порядок в городе, на природе тоже во многом зависит от нас. Очень просто собрать за собой мусор, который мы сами же и привезли, и выбросить в положенное место.
Братья и сестры, еще раз говорю, будем относиться с любовью к природе, к друг другу, к ближним и дальним, ко всей окружающей нас природе и стараться беречь эту природу, которую Господь нам с вами дал по своей великой и богатой милости! Еще раз поздравляю вас всех с праздником, причастников с принятием Святых Тайн!»

Кроме того, в этот день ещё одна проповедь прозвучала в нашем Храме,  которая тоже касается Евангельского отрывка от Матфея, Глава 22, стихи 1-14,  сказанная по окончании ранней литургии отцом Михаилом.

«В сегодняшнем чтении Евангелия мы с вами слышали притчу о званных. Есть в Евангелии две притчи, в которых говорится о званных на пир. Вот эта притча, которая читалась сегодня, она наиболее жесткая и даже, жестокая. Речь идет о том, что господин решил собрать огромный пир и позвал своих званных. И, когда он к ним обратился, они не захотели к нему прийти. Кто-то пошел на свое село, кто-то по своим делам. Господин вторично послал своих рабов и эти люди им досадили, нанесли бесчестие, кого-то даже убили. Господин разгневался, взял войско, пошел и убил всех, досадивших его рабам, зажег весь город и после этого сказал: «Званные были, но не оказались достойны. Идите на распутье, созовите всех кто есть, потому что пир готов и кто-то должен его наполнить». И вот, когда господин шел среди пира он увидел одного человека не в брачной одежде. Он спрашивает: «Друг, ты почему пришел сюда без брачной одежды?». Тот не нашел, что ответить и господин повелел выкинуть его во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов. Притча эта читается очень жестко. Потому что, если вы помните вторую притчу о званных там речь идет о том, что господин не наказывает тех, кто отказался к нему прийти. Но здесь эти люди оказываются убийцами и попадают под наказание. Эта притча, и эта жесткость в притче, имеют свой смысл. Смысл становится понятным, если мы подумаем о том, почему человек оказался без брачной одежды. Дело в том, что в Израиле в то время, когда богатый человек звал на пир гостей, для тех, у кого не было соответствующей одежды, ее выдавали при входе на пир. Значит человек, который вошел на пир и оказался без брачной одежды он просто хотел унизить хозяина, он пренебрёг, сознательно, уже имеющимся правилом. Именно поэтому хозяин пира оказывается настолько жестоким к званным.
Братья и сестры, это очень важный момент. Почему? Потому что мы часто не задумываемся о той ответственности, которую мы несем перед своей совестью и перед лицом Божьим каждый раз, когда перед нами встает выбор сделать доброе дело или сделать злое. Господь свой суд произносит очень быстро, и каждый раз, когда нас зовут на званный пир и когда мы оказываемся вблизи Царствия Божия этот выбор необходимо делать. Необходимо делать его правильно. Не боясь, не стесняясь и не пытаясь оправдаться внешними обстоятельствами. Когда мы оказываемся на брачном пире? Когда мы оказываемся вблизи Царствия Божия? Тогда, когда каждому из нас предоставляется возможность сделать доброе дело. Это самый первый, самый близкий для нас вариант исполнения Царствия Божия. Когда к нам подходит человек за помощью, когда мы видим действительно необходимость вмешаться в этот мир, в свою жизнь, в семье или на работе что-то поменять, чтобы стало лучше. Как мы понимаем, искренне и от души необходимо сделать это. Ведь как происходит суд Божий? Господь в Евангелии говорит, что я пришел не судить мир. Суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди предпочли тьму нежели свет. Господь приходит в мир и суд состоит в том, что люди имеют возможность его выбрать. Кто выбирает его, тот выбирает свет и оказывается оправданным. Кто отвергает Бога, тот отвергает свет и оказывается осужден. И когда Господь предлагает нам сделать доброе дело, мы не должны отказываться, потому что это тот самый момент в жизни, когда Бог предлагает нам свет. Бог предлагает нам выбрать Себя и в тот момент, когда мы протягиваем руку помощи ближнему, в наших руках протягивается ближнему рука Господа, в это время рядом с нами ангелы и в это время нас боятся демоны. Именно в это время мы дети Бога. Каждый раз, когда мы отказываем людям в помощи, отказываем не потому что человек действительно, может быть, не нуждается в помощи, или может быть он желает сделать что-то по прихоти, а когда мы действительно убеждены в том, что ему нужна помощь и отказываем, мы отвергаем руку Божью выставляем Бога из нашей жизни и в нашу жизнь приходит тьма. Братья и сестры, пусть Господь даст нам силы и решимость, чтобы каждый день нашей жизни мы не забывали о том, к чему мы призваны. И пусть хотя бы сегодняшний день, хотя бы один день, каждый из нас не откажет в добром деле если такая возможность представится. Храни вас всех Господь!»

И кто же после прочитанного может осмелится утверждать, что Православие скучное, затвердевшее или банальное?! Чушь! Посмотрите, как много в одном только Храме сказано по поводу одной из Евангельских притч Христа, и думается, это еще не всё, размышлять и открывать для себя новое в Библии можно всю жизнь!