В Неделю 11-ую по Пятидесятнице. Притча о должнике

Друзья, в прошедшее воскресение, Неделю 11-ую по Пятидесятнице, в нашем храме были отслужены ранняя и поздняя Литургии, по окончании поздней Литургии отец Михаил обратился к прихожанам с замечательной проповедью об осуждении. Почитаем, полезно, думается, нам всем))

«Братья и сестры, с воскресным днём! В сегодняшнем чтении Евангелия мы слушали притчу. Господь рассказывает историю о том, как один человек был должен хозяину той страны огромное количество денег — 10000 талантов. И поскольку он не имел, чем заплатить, то государь приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Хоть что-то из долга возместить. И вот раб упросил господина простить ему этот самый долг. Вышел он радостный, довольный и увидел своего должника, который был должен ему 100 динариев, маленькую сумму денег, всего ничего. Так вот он не сжалился над ним, он бросил его в темницу до тех пор, пока тот не отдаст ему долг. Друзья этого человека пошли к хозяину страны, рассказали эту историю. Господин, разгневавшись, этого раба жестоко наказал. Эту историю мы с вами знаем. И история говорит нам о том, что каждый из нас должен быть готов простить ближнему его прегрешения в отношении нас, потому что мы все ждем, что Господь наши грехи простит, что Господь примет нас.
Но в нашей жизни порой происходит что-то совершенно непонятное. Мы очень любим осуждать. Вот в этой ситуации хотя бы ясно то, что человек, который в итоге был наказан, он действительно был должен и ему были должны. Ему были должны. Мы часто смотрим на людей, которые нам ничего не должны и никак с нашей жизнью не связаны и говорим – «Это плохой человек!». И начинаем выносить какие-то суждения о его жизни. И это тяжелый грех. И этот грех нас очень сильно затягивает. Нам очень сложно от него отказаться. Почему? Да потому, что мы все на самом деле грех ненавидим. Почему мы осуждаем? Мы осуждаем, потому что мы знаем, как должно быть. В каждом из нас живет нравственный закон, он проявляется в совести. И в поступке человека мы всегда видим правильное и неправильное. И что бы он ни говорил, как бы не оправдывался и как бы он что не объяснял,. мы всегда можем сказать, что это был подлый поступок, это была алчность, это была злоба, это была мерзость. В тот момент, когда мы начинаем осуждать, у нас возникает иллюзия, что мы судим грех. Как будто становимся над этим грехом и побеждаем грех в этот момент. Нам так кажется, мы так чувствуем и поэтому нам так нравиться осуждать. Но на самом деле грех таким образом не побеждается. Вместо действительной борьбы с грехом, мы начинаем погружаться в мечтания. Мы думаем о том, что это плохой человек и между тем все ниже и ниже опускаемся сами. Осуждение – это СТРАШНЫЙ ГРЕХ. Господь в конце этой притчи говорит о том, что не надо судить, потому что каждый человек, который не прощает людям прегрешений, даже те которые ему действительно сделаны, он не будет прощен Отцом Небесным. Что же будет с нами, которые не готовы простить человеку те прегрешения, которые к нашей жизни вообще отношения не имеют? Когда-то в начале времен человек согрешил и после этого совершил множество ужасных грехов. Человечество погрязло в грязи. Из этой грязи мы до сих пор не можем выбраться. И Сын Божий приходит в этот мир. У Апостола Павла в 1-ом Послании к коринфянам в конце послания, это 15 глава, есть замечательные слова. Слова насколько интересны, настолько и сложны для понимания. Апостол Павел говорит, что когда Бог, наконец покорит все Сыну, тогда и сам Сын покорится покорившему все. То есть из этих слов выходит буквально то, что Сын был не покорен. Сын Божий! Апостол Павел человеческими словами пытается выразить Божественные истины, которые очень сложны для понимания. Но эти истины очень простые. О чем эти истины нам говорят? О том, что когда человек согрешил Сын Божий не стал осуждать его, оскорбившего Божью правду. Он не стал его уничтожать и наказывать. Он как бы сказал Отцу, опять же как бы становясь непокорен: «Отец, они согрешили, они погибают и Я с ними». И Он уходит от Отца на нашу территорию, Он нас закрывает собой и с нами погибает. И Бог ждет, что каждый из нас найдет в себе силы, увидев согрешившего человека, сделать тоже самое. Перейти на его сторону, закрыть его собой и сказать: «Господи, вот этот человек грешит и я это вижу, потому что это есть и во мне. Прости нас двоих!» Бог ждет этого от нас. Ждет, что каждый из нас будет готов закрыть согрешающего собой. Потому что тогда Божья правда восторжествует на Небе и тогда мы, как и Сын Божий, примиримся с Богом.
Братья и сестры! Осуждение страшный и тяжелый грех. От него надо отходить, о нем надо забывать. Действительно, порой мы не можем не осудить, когда мы сталкиваемся с какими-то ужасными ситуациями. Но ведь мы не обязаны осуждать, мы призваны к общению с Богом. И это общение с Богом – МОЛИТВА! Каждое осуждение надо превращать в молитву. Если я не могу не увидеть эту ситуацию, если меня это мучает, я не должен оставлять это в себе или говорить другим людям, я должен это сказать Богу, помолиться с верой и сказать: «Господи! Прости того человека!». Я не могу молиться за этого человека, ужасный негодяй, я должен помолиться за ситуацию, попросить Бога вмешаться, но молиться я должен С ВЕРОЙ! И после того как я помолился, я должен себе сказать: «Я Богу сказал, Господь знает, я могу об этом забыть».
Братья и сестры, пусть Господь даст нам силы хотя бы этот день провести без осуждения, без раздражения и злобы.»